Сергей Кивалов: Венецианская комиссия приняла промежуточное заключение в отношении Закона Украины "Об очищении власти"

There are no translations available.

Сегодня, в первый день работы 101-й пленарной сессии Венецианской комиссии было принято промежуточное Заключение на Закон Украины "Об очищении власти", которое было направлено Мониторинговым комитетом Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Почему промежуточное - потому что Венецианская комиссия будет вместе с украинскими властями продолжать работу над текстом этого закона. В тексте заключения указано, что украинская власть согласна с тем, что люстрационный закон нуждается в усовершенствовании и приведения в соответствие с международными стандартами.

Знаете, Венецианская комиссия всегда имеет дело с самыми резонансными законами разных стран. И я хочу отметить, что значение ее Заключений сложно переоценить.

"Украинские вопросы" - не исключение. Вот сегодня, к примеру, Заключение только принято, а необходимость изменения этого Закона уже очевидна для украинской власти.

Принятое Заключение Венецианской комиссии скоро будет в открытом доступе на ее официальном сайте. И  каждый сможет с ним ознакомиться. Венецианская комиссия не выступает в целом против люстрации, эксперты имеют опыт работы с подобными законами других стран, таких как Албания, бывшая Югославская Республика Македония. Самое главное, что основной функцией люстрации должна быть защита новой демократии, при этом  наказание виновных должно оставаться функцией уголовного права. При этом, Венецианская комиссия подчеркнула, что люстрационные законы обязательно должны учитывать международные стандарты, такие как: гарантии права на защиту, права на апелляцию, презумпция невиновности, доказанность вины на индивидуальной основе, четкие временные ограничения периода применения и действия люстрационных запретов.

Отдельным вопросом можно выделить отношение Венецианской комиссии к люстрации судей. Этому вопросу посвящен отдельный раздел Заключения. Венецианская комиссия не видит никаких оснований для включения судей в люстрационный закон, учитывая, что они были объектом другого закона несколько месяцев назад. Как указано в принятых изменениях к Заключению, украинские власти объяснили включение судей в люстрационный закон тем, что во-первых, предыдущий закон был неэффективен, а во-вторых, Закон Украины "О восстановлении доверия к судебной власти в Украине" не запрещал люстрированным судьям занимать должности в публичном секторе. Венецианская комиссия считает: если предыдущий закон был неэффективен, его необходимо изменить с учетом конституционных норм о независимости судей. И если судья подпадал под действие Закона Украины "О восстановлении  доверия к судебной власти в Украине", на него не должен распространяться Закон Украины "Об очищении власти". Если же в отношении судьи не применялось никаких процедур - не понятно, что должно применяться. Венецианская комиссия настаивает на том, что люстрация судей должна регламентироваться исключительно в одном Законе.

Интересно, что также были претензии к юридическому оформлению закона.  Как было сказано на сессии: " юридически - текст Закона не очень хороший".

Следующее слово - за мониторинговым комитетом ПАСЕ.

Назад