Зачем Украине море? Или мысли на берегу о флоте, которого нет

There are no translations available.

Недавно Ассоциация морских журналистов издала сборник трудов своих членов. На презентации сборника один из бывших сотрудников Черноморского морского пароходства с горечью отметил, что журналистов, которые занимаются морской отраслью, становится с каждым годом все больше, а сама отрасль, к сожалению, на грани исчезновения. И первой большой потерей Украины как морской державы стал «распил» Черноморского морского пароходства. Еще более жестко выразился в своей статье «Морской выбор Украины» журналист Константин Ильницкий:

«Украина, еще двадцать лет назад, сразу после обретения независимости, могла претендовать на право называться морской державой. А теперь не может».

И это при наличии выхода к двум морям, наличии мощных портов, но, увы, без собственного флота. Ведь, те еще плавающие «корыта», которые есть на балансе украинских компаний, суднами можно назвать с большой натяжкой. С ностальгией не только одесситы, где каждый третий – моряк, вспоминают флот, которого, увы, больше нет. Черноморское морское пароходство, созданное в 1833 году, к 1990 году было крупнейшим в Европе и вторым в мире.

«На его балансе находилось 295 морских судов различного класса с суммарным водоизмещением 5 млн тонн и около 1,1 тыс. единиц вспомогательного флота. Годовой доход пароходства составлял более 1 млрд долларов. В ЧМП работали 80 тыс. человек, из них 27 тыс. плавсостава. Общая стоимость активов компании составляла 7 млрд долларов, в различные годы чистая прибыль колебалась от 160 млн долларов до 1 млрд долл. Это составляло 10% всей валютной выручки Советского Союза. Например, каждый рейс в США - 1,5-2 месяца - одного газовоза типа «Моссовет» приносил 1 млн долларов фрахта. Основной потенциал транспортного и пассажирского флота Черноморского морского пароходства создавался в 1960-1980-е годы»,

 - отметил исследователь истории ЧМП Таквор Оганесян. Эмблему Black Sea Shipping Сompany - английское название ЧМП - с изображением судна на фоне земного эллипса под красным знаменем знали в 273 портах мира. В 1981 году Черноморское пароходство за вклад в развитие мировой морской торговли было награждено престижной международной премией «Золотой Меркурий». Еще в первой половине восьмидесятых годов прошлого века пароходство ежемесячно пополнялось новыми крупнотоннажными судами, построенными на верфях ГДР, Польши, Румынии, Финляндии, Югославии, Болгарии, на Николаевском заводе «Океан» и Херсонском судостроительном заводе.

В 1991 Украина получила независимость. Вместе с ней огромный потенциал для развития: экономического, социального, транспортного. Да какого хотите! Люди старшего поколения хорошо помнить рекламные буклеты, которые ходили по домам в 1991 году, разъясняющие новым гражданам нового государства, как им несказанно повезло. Ведь имея все это, мы через каких-то пару лет станем такой себе Швейцарией. Угу, стали. Уже в том же 1991 году на разных трибунах стали все громче и громче звучать слова:

«Зачем Украине такой огромный флот? Что мы всеми этими судами перевозить-то будем?»

За словами последовали действия. Под видом старых никому не нужных кораблей, на металлолом стали уходить океанские лайнеры и балкеры, научные судна. Ветераны ЧМП могут рассказать страшные истории каждого из судов пароходства. Как вдруг судно «пропадало» и всплывало где-то в дальних морях, но уже с другим названием и под другим флагом. Как в годы гибели ЧМП вдруг обзавелась большим разнопрофильным флотом далекая нам Панама. Как порезали на металлолом исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин» и подарили непонятно кому сложнейшее оборудование, стоящее миллионы долларов.

«В середине девяностых Минобороны его изъяло, после чего судно за 765 тыс долл отправилось в Индию для разделки на металлолом. Долг же оборонного ведомства Черноморскому пароходству - 6,6 млн грн - так и не был погашен, хотя на этот счет было принято специальное решение правительства»

, - отметил директор Центра антиолигархической политики, экс-советник председателя Фонда госимущества Украины Владимир Ларцев. Виновников развала пароходства, впрочем как и виновников завала всего проекта под названием «Независимая Украина» знают все и очень хорошо. Это все сплошь и рядом первые лица государства, которые из года в год обогащались за счет того, что еще дышало и дышит, что еще не добили и не продали, за счет кредитов и грантов. Абсолютно не замысливаясь, как будет дальше существовать государство и его граждане.

Известное высказывание, которое историки приписывают французскому королю Людовику XV, судя по положению дел в современной Украине, стало руководством к действию наших правителей. Но ведь, невозможно же жить на старых, еще советских запасах вечно, надо же когда-то начинать что-то делать! Именно в период затяжного кризиса, в котором мы сейчас находимся, остро стоит вопрос выживания и вытягивания себя из болота.

Многолетний международный опыт говорит о том, что как бы не упирались наши киевские бонзы и их региональные подпевалы – так называемые патриоты, вырваться из трясины экономического хаоса можно при помощи постепенного точечного выравнивания положения. И тут опять-таки мы упираемся в вопрос создания и функционирования зон свободной торговли, зон экономических преференций, в общем, территорий с особым экономическим статусом. Именно так было в Одессе в 19-м веке, когда вследствие развития зоны «порто-франко» было создано собственное пароходство. Да, да, то самое легендарное и ставшее вторым в мире – Черноморское морское пароходство. Именно о необходимости возрождения и зоны СЭЗ, и собственного пароходства говорят представители Украинской морской партии Сергея Кивалова. И не просто говорят, а целенаправленно работают над созданием и зоны СЭЗ и возрождения ЧМП.

Самый свежий пример – народные депутаты Сергей Кивалов, Антон Киссе, Николай Скорик и Александр Пресман, Вадим Рабинович, зарегистрировали в парламенте законопроект №4245 «О свободной (специальной) экономической зоне «Порто-франко».

«Увеличение товарооборота приводит к необходимости развития транспортных сетей, а привлечение инвестиций и новых технологий создаст предпосылки для возрождения флота»,

 — отметил председатель организации ветеранов флота Черноморского морского пароходства Олег Пастернак. Тем более, что у нас есть, кому ходит по морям и океанам на судах обновленного ЧМП. Ведь, по официальной статистике каждый 20-й моряк в мире - гражданин Украины. Однако вклада моряков в экономику страны наши власти в упор не видят. Да и «забота» державы о моряках дальше лишения их былых льгот и усиленного загона подфлажников в тень, не идет. А ведь это люди, которые привозят в страну, пусть и по не очень официальным схемам, миллионы долларов. К ним же относятся по принципу:

«Вы ж доллары зарабатываете, вот и выкручивайтесь сами за свои доллары».

 Поэтому все чаще и чаще мы читаем тревожные новости об арестах судов с украинским экипажем, или же о вопиющих фактах ареста самих моряков. Как это случилось в Индии, где судят украинских моряков, и им грозит большой тюремный срок за то, что они… отбили свой корабль от нападения пиратов!

Наши моряки «благодаря» нашему государству – самые бесправные и незащищенные. Именно поэтому глава Всеукраинского объединения крюинговых компаний Вячеслав Кисловский обратился к лидеру Украинской морской партии народному депутату Украины Сергею Кивалову с просьбой, оказывать всестороннюю юридическую поддержку наших морякам. И именно поэтому Сергей Кивалов, понимая, что в сложившейся ситуации дальше ждать с моря погоды, то есть с Киева высочайшего вердикта, не приходится, принял вместе с соратниками решение предоставлять морякам такую юридическую помочь, которая нужна в каждой конкретной ситуации. Украинская морская партия уже не просто декларирует вопросы необходимости возрождения былой морской мощи нашей державы, а шаг за шагом идет по пути реставрации СЭЗ, ЧМП, а через них и всей морской отрасли.