Время пустозвонов ушло. Пришло время политики реальных дел

There are no translations available.

В нынешней сложной ситуации власть предпринимает недостаточно усилий для поддержания экономики Украины и каждого из ее регионов, включая Одесскую область. Не говоря уже о развитии экономики, сокращении безработицы, росте заработных плат.

Качество нынешней налоговой, финансовой и бюджетной политики каждый украинец может оценить на себе и своей семье: стали ли больше зарабатывать, стали ли лучше жить, стали ли ярче перспективы?!

Если большинство украинцев не сможет дать на эти вопросы утвердительный ответ, рано или поздно встанет вопрос об альтернативе нынешней экономической политике.

В том числе – и альтернативе неприятию идеи свободных экономических зон, неприятию свободы дискуссии об улучшении налоговой системы и экономической политики государства.

В случае Одессы и Одесской области, мы не можем себе больше позволить мириться с упадком морехозяйственного комплекса – портов, судоходства,  судостроения, складской и транзитной индустрии.

Нужно стабильное налоговое подспорье и гарантии от противоправного давления оптово-розничной торговле, IT-бизнесу, легкой промышленности, сельскохозяйственном производству.

Миллионный город и двух с половиной миллионное население самой протяженной области Украины – нужно кормить, также как и любой другой регион Украины. И государство обязано перепробовать весь арсенал налоговых и административных инструментов, пока не решит эту задачу.

Чтобы начать сокращать отставание Украины от цивилизованного мира, нужно прекратить изобретать велосипед, а вспомнить историю украинского предпринимательства.

В случае Одесской области – действовавшую с 1819 по 1858 год на территории Одессы зону свободной экономической торговли -  «Порто-франко». То есть – свободного порта, в черте которого были отменены таможенные пошлины (по современной терминологии, отменены таможенные пошлины, акциз и НДС). Предприниматель мог беспошлинно ввезти товар из Турции, хранить и продать его в Одесском «Порто-франко», непроданные остатки беспошлинно вывезти обратно. Также беспошлинно можно было ввозить, хранить и перерабатывать в черте «Порто-франко» товары из других зарубежных стран.

Итогом стало то, что за первые 5 лет существования «Порто-франко» Одесса вышла в пятерку самых процветающих городов Центральной и Восточной Европы.

Даже место учреждения Одессы просто приглашает город стать одним из межрегиональных торговых центров. Как свидетельствуют таможенные архивы 18-ого века,: едва успели вбить несколько свай и заложить первые камни в мол Одесской гавани,  тут же прибыли семь судов, груженых греческими товарами (вином и фруктами), в надежде выменять их на местные пшеницу и муку. В первый же год после основания Одесса завязала интенсивную торговлю с Австрией, Италией, Ливией, Польшей и Турцией.

40-летний опыт «Порто-франко» показал «минусы», которые необходимо учесть: недостаток земельных площадей в черте «Порто-франко» (ограниченной небольшой частью Порта); засилье криминалитета, терроризировавшего предпринимателей; расцвет контрабанды и коррупции на таможне. Эти проблемы, точно так же ждут решения и сейчас, в 21 веке.

Режим Свободной экономической зоны для Одесской области, который  в Украине возможно выработать в результате экспертной дискуссии, диалога власти и бизнеса, должен быть современным и конкурентоспособным. Он должен дать стимулы развитию всех видов предпринимательства, которые доказали что могут развиваться в регионе: не только портовому делу, но и крюинговому и отельному бизнесу, жилищному строительству, оптовой торговле потребительскими товарами, легкой промышленности,  разработке программного обеспечения

В качестве элементов режима свободной экономической зоны можно обсуждать:

Безвизовый режим или автоматическую продажу виз на границе для граждан всех иностранных государств, с которыми Украина намерена торговать, на 2 недели;

Снять таможенный контроль на внешней черте свободной экономической зоны;

Налог на прибыль по ставке 3% на 10 лет, потом 7% еще на 10 лет;

Освобождение от налога на недвижимость;

Ограничение остальных сборов общим порогом в 3%.

Территория «Порто-франко» должна быть достаточной. Желательно включить все перспективные портовые и производственные площади в Одессе и Черноморске, площади перспективных пригородов под склады и переработку, участки побережья под отельно-рекреационную застройку. Полностью включить в черту «Порто-франко» действующие и перспективные площадки для оптовых и оптово-розничных рынков и подъездных-подвозных путей к ним из-за границы, а также территории нескольких аэропортов, которые предстоит реконструировать. Для этого провести полную инвентаризацию неиспользуемых промышленных площадей, которым нужно дать новую жизнь.

Эти и другие параметры «Порто-Франко» предстоит  окончательно определить в  ходе дискуссии экспертов и предпринимателей.

От этих вопросов не уйти, потому что их на общегосударственную повестку дня ставят граждане Украины. По последним социологическим опросам, более 73% одесситов выступает за введение свободной экономической зоны в Одессе.

В Одесском городском совете создано межфракционное депутатское объединение «За «Порто-франко», в которое вошли 18 депутатов от Украинской морской партии и Оппозиционного блока. Создается Научно- аналитический центр по изучению внедрения свободной экономической зоны в Одессе. В Верховной Раде народные депутаты, представляющие Одесскую область, — Сергей Кивалов, Антон Киссе, Николай Скорик и Александр Пресман, а также депутат Вадим Рабинович, — зарегистрировали законопроект №4245 «О свободной (специальной) экономической зоне «Порто-франко». В последнее время все больше политиков высказывается за проведение такого эксперимента. Бывший спикер Верховной рады, нардеп Владимир Литвин и народный депутат Геннадий Чекита высказались в поддержку введения режима «Порто-франко» в Одесской области.

Более того, Организация ветеранов флота Черноморского морского пароходства, Всеукраинское Объединение крюинговых компаний, Объединение ветеранов подводников Одессы и Одесской области выступили с заявлением о необходимости возрождения былой славы морской отрасли путем восстановления Черноморского морского пароходства.  Они настаивают на том, что это можно сделать только через создание комплексной специальной экономической зоны, программы восстановления флота Державы, так как увеличение товарооборота, что в свою очередь делает необходимым возрождение украинского флота и его обновление. Кроме того, привлечение инвестиций и новых технологий сделает такое возрождение намного более успешным.

Все вышесказанное говорит о том, что в нашем государстве, обладающем колоссальным потенциалом, начинают преобладать конструктивные процессы. Люди устали от популистских заявлений и пустых обещаний, общество выздоравливает. Политики, просто делающие  карьеру и забывающие о том, что интересы государства и общества должны быть положены в основу их деятельности, уходят в небытие. Несмотря на жесткое сопротивление созидательным процессам со стороны «партии войны» и сил, прекрасно освоившихся в том хаосе, который сегодня охватил территорию нашей страны, люди обращают свои взоры к государственным деятелям и программам, направленным на восстановление Украины и сохранения ее единым, целостным, мирным государством, обеспечивающим достойную жизнь своим гражданам.

Назад