Свободная экономическая зона «порто-франко» - путь в современное глобалистическое общество европейских народов

There are no translations available.

Сегодня, в глобалистическую эпоху современного биополитического производства «всех усилиями всех» экономически невозможны любые стратегии самоизоляции, выпадения из мирового экономического процесса на основании какого-либо превосходства или исключительности своей этнической, религиозной или любой другой коллективной идентичности. В сегодняшних условиях мы не сможем, даже если очень захотим, вернуться в традиционное общество с характерной для него системой отношений, идеалов и ценностей.

Ориентация на прошлое всегда будет инициировать утопическую, а поэтому разрушительную мифологию, способную отбросить нас на десятки лет назад в общественно-экономическом развитии. Мировой экономический процесс неразрывно связан с организацией свободных экономических зон (СЭЗ). Через это прошли 62 страны. Недавно, 18.04.16, в новостях, в 11.00 по 1 каналу Украинского радио, сообщили, что государство Израиль подписало договоры об организации СЭЗ с Китаем и Южной Кореей на сотни миллиардов долларов инвестиций. СЭЗ рассматриваются в мире как активное средство государственной политики, способное в равной степени и реанимировать депрессивную территорию, и дать дополнительный импульс региональным точкам роста. Терминология "свободных экономических зон" получила широкое распространение в мировой практике в течение последней четверти столетия. В современном виде они возникли в начале 70-х годов в странах юго-восточного азиатского региона. Вскоре эти страны приобрели название "азиатских тигров" благодаря их экономическому прыжку за счет достижения наиболее высоких в мире темпов развития их хозяйств. Еще 1 января 1970 года, одна из первых в мире, Южная Корея приняла закон об учреждении свободной экономической зоны. 

С целью привлечения иностранных инвестиций, стимулирования увеличения экспорта, роста занятости, усовершенствования промышленных технологий и, в конечном итоге, ускорения экономического развития страны, этим законом была создана СЭЗ в прибрежных районах Южной Кореи, которая стала одним из лидеров "азиатского чуда", несколько потускневшего на фоне мирового финансового кризиса последних лет. В 90-е годы по темпам экономического роста мировым лидером стал Китай, в котором сегодня успешно работают 5 особых экономических регионов, которые еще в 1980 г. получили льготы СЭЗ. В 1990 г. к ним присоединился Пудун в Шанхае, который по объемам инвестиций 90-х годов превысил суммарный объем инвестиций 5 особых экономических регионов почти за 20 лет (соответственно 25 и 22 млрд. дол). Кроме этого, 14 городов Китая получили статус открытых приморских территорий. Именно фактор приморского побережья восточных территорий Китая позволил этим регионам выйти в лидеры экономического развития страны даже в условиях отсутствия льгот, присущих СЭЗ. Всего на территории китайских СЭЗ в течение последних 20 лет было введено в действие около 5700 предприятий с участием иностранного капитала. В соответствии с документами Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.) под свободной зоной (или «зоной франко») понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип «таможенной экстерриториальности»), по этому они не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Свободная экономическая зона (СЭЗ) – часть территории страны с особым действующим режимом. Этот режим регулирует специальное законодательство, которое охватывает следующие вопросы: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе касающиеся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной. Сегодня наибольшее распространение за границей имеет трактовка СЭЗ как территорий, на которых, благодаря введению беспошлинного режима, а также при помощи других экономических и организационных регуляторов стимулируется внешнеэкономическая деятельность с привлечением иностранных инвестиций. Официально признанной есть дефиниция свободной зоны (или зоны "порто-франко"), которая дана в VIII дополнении к Киотской конвенции, принятой в 1973 году. В ней под зоной "порто-франко" определялась часть территории, на которой товары рассматривались как объекты, которые находятся вне черты национальной таможенной системы и поэтому не подлежат обязательному таможенному контролю и налогообложению. Следует отметить, что свободные таможенные зоны (СТЗ) в международных торгово-экономических отношениях используются уже несколько веков, а первые "порто-франко" возникли на побережье Средиземного моря еще в конце XVI столетия. В 1595 г. в итальянском городе Генуя одним из первых был провозглашен статус свободного порта. Уже более 200 лет существует портовый город Одесса, который с 1817 года в дореволюционной России имел льготный режим "порто-франко", а сегодня активно добивается такого же права в независимой Украине. Сегодня таких городов в мире насчитывается более 400. Только в Европе существует около 130 СТЗ, а в США на основе специального закона 1934 г., принятого с приходом к власти президента Франклина Рузвельта, функционирует больше 180 СТЗ, которые там имеют название "внешнеторговых зон". Общее число СЭЗ в США сейчас возросло до 300. Самой большой среди них является научно-техническая СЭЗ "Силиконовая долина", где сосредоточено 20% мировых объемов производства компьютеров и другой вычислительной техники. Вместе с тем, как в иностранной, так и в отечественной научной литературе распространено определение СЭЗ, как части национальной территории, экономический потенциал которой ориентирован на решение специфической задачи (или комплекса задач). Это выделяет рассматриваемую часть территории страны из общего ряда. В то же время предпринимательская деятельность на территории СЭЗ должна быть направлена на решение проблем оптимального размещения производительных сил в целом по стране, а также ее интеграции в мировое хозяйство. В принятом 13 октября 1992 г. Законе Украины "Об общих положениях создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон" был использован термин "специальные зоны", которые имеют довольно широкий диапазон специализации. В статье 3 этого закона дана классификация свободных экономических зон, которые включают: внешнеторговые, производственные, научно-технические, туристические, курортно-рекреационные и комплексные (в них объединяется несколько типов зон). Отдельно была определена локальная (точечная) свободная экономическая зона, которая размещается в пределах территории площадью до 500 га. Необходимо подчеркнуть две решающие особенности СЭЗ. Во-первых, для каждой такой зоны характерны специфические, по сравнению со всей страной, экономические отношения в сфере производства и распределения необходимого и дополнительного продуктов, произведенных на ее территории. Во-вторых, способность СЭЗ к диффузному расширению и распространению своих пределов на другие, связанные с нею непосредственно или же опосредствовано, хозяйственные сферы, отрасли и территории. По состоянию на начало 2009 года мировое экономическое пространство насчитывало более 3 тысяч свободных экономических зон. В них изготавливается, а также из них вывозится продукция, стоимость которой составляет около 25% мирового торгового оборота.

Подводя итог вышесказанному, чем мы дольше будем откладывать ответственное решение по совершенствованию экономических отношений через внедрение инструмента свободной экономической зоны, тем меньше шансов мы будем иметь для экономического возрождения региона!